Звернення Громадської ради при Держлісагентстві (+решение заседания)

Ниже текст документа полученный по почте от официальных представителей Громадской Рады. М.П.

Звернення
Громадської ради при Державному агентстві лісових ресурсів України 
до Прем’єр-міністра України, Антимонопольного комітету України, Генеральної прокуратури України,
Міністерства аграрної політики та продовольства України, Державного агентства лісових ресурсів України
щодо недопущення грубих порушень під час проведення торгів з продажу необробленої деревини

Державне агентство лісових ресурсів, спільно з Міністерством аграрної політики та продовольства, запроваджує щоквартальні електронні торги необробленою деревиною, що суперечить чинній нормативно-правовій базі, не відповідає проекту реформування ринку деревини, напрацьованому робочою групою при Держлісагентстві та ставить під загрозу стабільність роботи деревообробних підприємств країни та постійних лісокористувачів.

Згідно Положення про організацію та проведення аукціонів з продажу необробленої деревини, затвердженого наказом Державного комітету лісового господарства України № 42 від 19.02.2007 р., аукціони з продажу необробленої деревини проводяться на базі товарних бірж, розташованих в обласних центрах, а самі торги проводяться публічно, з голосу в торговельних залах біржі.

Робочою групою при Держлісагентстві України у 2015 році, за участі представників лісокористувачів, деревообробників та бірж, був розроблений компромісний проект реалізації необробленої деревини. Зазначений проект передбачає проведення додаткових електронних торгів на деревину, яка не реалізована під час щоквартальних торгів, додатково заготовлена протягом кварталу або не викуплена вчасно покупцем.

На жаль до цього часу Держлісагентство гальмує ухвалення зазначеного проекту правил торгівлі і блокує запровадження його у вигляді пілотного проекту, посилаючись на невідповідність чинному порядку реалізації необробленої деревини.

В той же час дії Держлісагентства щодо запровадження торгівлі деревиною на єдиній біржі виключно в електронному вигляді повністю суперечить чинному положенню про торгівлю деревиною, не вирішує проблеми ринку деревини та, на нашу думку, є спробою монополізувати торгівлю деревиною.

Деревообробне виробництво більшості областей знаходиться переважно у районних центрах і сільській місцевості, де мережа Інтернету розвинута недостатньо, а стабільність та швидкість зв'язку, в тому числі мобільного, незначна. Особливо це стосується прикордонних з іншими країнами та гірських районів.

Під час проведення аналогічних щоквартальних торгів у Київський області відбулося несанкціоноване втручання сторонніх осіб в роботу системи електронних торгів. Можливість втручання в роботу електронної системи дає можливість маніпулювання результатами торгів на користь окремих його учасників. Це ставить під сумнів справедливість та неупередженість результатів електронного аукціону.

Окрім іншого, як з’ясувалось пізніше, Аграрна біржа за Законом не має права на проведення торговельно-біржової діяльності та не вправі здійснювати організацію та проведення аукціонних торгів з продажу необробленої деревини.

Щоквартальні аукціонні торги деревиною дають можливість забезпечити сировиною виробництва та роботою десятки тисяч працівників на наступні три місяці. Враховуючи зазначене, запровадження основних, щоквартальних торгів в електронному вигляді ставить під загрозу роботу деревообробних підприємств країни.

Ми проти адміністративного втручання в господарські відносини суб'єктів господарювання, “телефонного права” та використання методів і способів торгівлі, які шкодять стабільній роботі деревообробного сектору економіки України. Вважаємо ринок електронної торгівлі не можна вводити не підготовлено та спонтанно. Тому пропонуємо почати зі здійснення додаткових електронних торгів з продажу деревини, яка не реалізована на щоквартальних торгах, додатково заготовлена або не викуплена споживачами у встановлений термін на біржах, що знаходиться в областях та здійснюють свою діяльність згідно чинного законодавства.

Просимо Вас втрутитись в дану ситуацію з метою недопущення порушення чинного законодавства щодо проведення аукціонних торгів з реалізації необробленої деревини державними лісогосподарськими підприємствами, підпорядкованими Держлісагентству України, а всі дії, пов'язані із реформуванням ринку деревини здійснювати виключно після обговорення та узгодження із усіма сторонами господарських відносин.

Додаток: 1 арк. – підписи до звернення.

11 травня 2017 року 

Рішення засідання Громадської ради при
Державному агентстві лісових ресурсів України від 11.05.2017 р.
за підсумками розгляду питання
«Щодо доцільності проведення щоквартальних торгів необробленою деревиною на єдиній електронній площадці Аграрної біржі (м. Київ)»
Постановили:
 
1. За результатами розгляду даного питання направити звернення до Кабінету Міністрів України, Міністерства аграрної політики та продовольства України щодо проведення торгів відповідно до чинних нормативно-правових актів.
2. Пропонувати розглянути дане питання на засіданнях Громадських рад при обласних управліннях лісового та мисливського господарства, а також регіональних асоціацій деревообробних підприємств. За результатами розгляду звернутись до обласних державних адміністрацій та обласних рад для врегулювання.
3. Держлісагентству здійснити торги 3 кварталу згідно чинного Положення про організацію та проведення аукціонів з продажу необробленої деревини.
4. Держлісагентству затвердити нове положення про торгівлю необробленою деревиною, розроблене робочою групою при Державному агентстві лісових ресурсів України.

 


6 Коментарів “Звернення Громадської ради при Держлісагентстві (+решение заседания)

  1. Branch сказав:

    За 2 години слухань питання торгівлі на Аграрній біржі сказано було багато, всього не напишеш. Критичні зауваження стисло викладені у зверненні.

    Крім того присутнім було повідомлено, що "Аграрна біржа" створена при Мінагрополітики не як біржа у розумінні законодавства, а як звичайне підприємство із метою "підтримки" агранрного бізнесу.

    Але з "підтримкою" щось не заладилось і  "Аграрна біржа" накопичила чималі борги.

    Мабуть тому, судячі зі слів В.Н. Бондаря, директора 8 областей (не враховуючи Київську) без вказівки "зверху", одностайно і виключно зі своєї доброї волі вирішили підтримати утопаюче державне підприємство (нє впєрвой) і перенесли торги на єдину електронну площадку "Аграрної біржі".

    До речі на противагу твердженням В. Бондаря (який згодом прийшов на засідання ГР), держреєстр підприємств  свідчить, що офіційних філій у регіонах "Аграрна біржа" не має. 

    Шквал емоцій викликали законопроекти Христини Василівни про торгівлю і про сетрифікати походження. Це повне ігнорування напрацьованого протягом 2-х років (!) не ідеального, але компромісного проекту правил торгівлі деревиною. Да й видача сертифікату протягом 3-х робочих днів при жорсткому обмеженні часу навантаження вагонів чи автотранспорту – це нонсенс (до того ж при планах тотального електронного обліку).

    По торгівлі заступник голови лісагентства "заспокоїв" присутніх, що питання електронної площадки у законопроектах вже вирішено зверху і він тут абсолютно безсилий. Про сертифікатах за три дні – то це вимога контролюючих органів "перевіряти" подані документи ретельніше (мабуть "дерегуляція бізнесу" у Кабміні лише на язиці).

    Такі заяви викликали шквал емоцій і обурення.

    З рештою пояснення представників агентства (і Руслана Крикуна і Володимира Бондаря) на всі питання зводилися до:  "не суперечить законодавству", " тут ми безсилі, бо так вирішили в Кабміні" або "у нас немає такої інформації".

    Приблизно такі самі відповіді були по конкурсах на начальників облуправлінь за єдиним виключенням: В. Бондар похвалився, що Національне агентство з питань держслужби, після розгляду скарг, визнало конкурс занадто відкритим і надіслало рекомендацію припинити пряму трансляцію конкурсів. Що й було враховано 12-го травня.

    Після наради враження від дій керівництва Держлісагенства і  Мінагропроду в-цілому – як на картинці:

     

    Далі по плану була доповідь Кравця "Про законодавче і нормативно-методичне забезпечення лісової сертифікації" та Володимира Бунецького "Щодо необхідності сертифікації твердого біопалива в Україні", але це вже інші, хоч і не менш важливі, теми для окремої розповіді.

    • admin сказав:

      Вопреки утверждению Владимира Нальковича , директора ряда областей свидетельствуют о том , что их "загоняют" в Аграрную биржу…Есть сведения и о том, что начились указания на то, с каким фирмам отгружать, а какие ещё должны предварительно "договориться"… Если это не так пусть выступят сами директора… и расскажут чем им так понравилась Агробиржа и почему они стали отказывать в поставкам тем клиентам, которых ещё вчера просили "взять хоть пару вагончиков и оплатить побыстрее"?.

      Я хорошо отношусь к Владимиру Бондарю и не верю информации прозвучавшей в программе Саакашвили, но знаю и то, что "дыма без огня" не бывает… Владимир Налькович будьте осторожней и не давайте поводов… В СИСТЕМЕ работают люди которые могут мастерски тиражировать черный пиар и распускать ложные слухи…

      Что касается самой биржи, то её стремления логичны.. Читайте письмо ниже.

      From: Благодатний Андрій Сергійович <a.blagodatniy@agrex.gov.ua>
      Date: 2017-05-12 12:10 GMT+03:00
      Subject: Тестові аукціони з продажу необробленої деревини
      To: wood@agrex.gov.ua

      Доброго дня, колеги!

      Звертаємо Вашу увагу, що починаючи з 04.05.2017 року щоденно, крім вихідних, Аграрна біржа організовує та проводить тестові аукціони з продажу необробленої деревини, де зареєстрованим учасникам (продавцям та покупцям) надано можливість до початку щоквартального аукціону перевірити свої навички роботи в електронній торговій системі. Детальну інформацію про участь в тестових аукціонах можна отримати за наступним посиланням.

      Просимо приймати більш активну участь лісових господарств та зареєстрованих учасників в проведенні тестових навчань, з метою отримання ними належної підготовки до участі в аукціоні та здобуття практичних навичок роботи у електронній торговій системі перед загальним аукціонам.

      Для участі в тестових та загальних аукціонах новим користувачам необхідно:

      1. Зареєструватись в електронній торговій системі Аграрної біржі; http://etp.agrex.gov.ua/
      2. Підготувати всі необхідні документи завірені печаткою та підписом керівника за списком; http://agrex.gov.ua/wood/
      3. Укласти договір з Аграрною біржою; http://agrex.gov.ua/wood/
      4. Надіслати на поштову адресу Аграрної біржі всі необхідні документи та договора – 04073, м. Київ, вул. Копилівська, 67, корп. 5, будівля Аграрної біржі.
      5. Отримати доступ до електронної торгової системи Аграрної біржі.

      Детальну інформацію про умови участі в аукціоні можна отримати за наступним посиланням – http://agrex.gov.ua/wood/
      Реєстрація в електронній торговій системі Аграрної біржі проходить за цим посиланням – http://etp.agrex.gov.ua/

      З повагою, Аграрна біржа


      З повагою,
      Благодатний Андрій Сергійович
      Аграрна біржа
      Відділ торгів
      Фахівець з біржових операцій
      04073, Україна, м. Київ, вул. Копилівська, 67, корпус 5
      +38(044)-468-69-27

      e-mail: a.blagodatniy@agrex.gov.ua 

    • admin сказав:

      Национальное агентство по вопросам госслужбы не может одновременно "скасовать" результаты конкурса по одной из областей и  признать конкурс "занадто открытам", тем более, что видео трансляцию практикует сама Госслужба. Гослесагентсву придется подтвердить свои слова и опубликовать письмо с рекомендацией "припинити пряму трансляцію конкурсів".

      Думаю мы скоро узнаем по каким причинам отменены результаты конкурса по Ивано-Франковской области, а также поймем имели ли данные нарушения  место во время иных заседаний конкурсной комиссии.

  2. SRB сказав:

    Вот мне интересно, где была ГР, когда мы везде повторяли, что вопрос выбора организатора торгов, например, в Сумской области, исключительно коррупционный. Что торги доверяют только "Сумыагропромбирже", директор которой В.Луговой, одновременно является руководителем областной фракции "УКРОП", и делится прибылью с областным руководством? Что покрывает его в этой деятельности Председатель Союза бирж Беренштейн. И что Луговой "протолкнул" то преусловутое обращение Сумской областной рады,где, якобы, депутаты протестуют против электронных торгов древесиной. Я после этого голосования с некоторыми говорил. Они признаются, что их попросили коллеги, которые "сидят на этой теме". Разве мы не говорили везде, и нас поддерживали   переработчики, которые входят в эту же ГР, что аукционные торги в существующем виде – всего лишь договорняк, и, зная это, лесхозы выставляют самые высокие стартовые цены! Что приезжие покупатели ВСЕГДА поддаются давлению со стороны местных. Или не представителю "Цунами" повредили авто за принципиальную позицию на одном из таких "аукционов"? К Агентству реально много вопросов,  но в данном случае я хочу сказать, что вся эта истерика вокруг Аграрной биржи не более чем лицемерный конкурентный писк 8 бирж, которые остались не у дел. У ребят уходит "тема", в которой годами сидели функционеры разных уровней. Когда я только узнал о решении присоединить к электронным торгам 8 областей, я сказал, что сейчас наружу полезет все коррупционное  дерьмо, которое годами паразитирует на торговле древесиной. И вот оно лезет, потому что сама система аукционов "с молотка" себя не оправдала. Это всего лишь Шоу, потому что настоящие торги проходят за пару часов до аукциона где-нибудь в радиусе 1 км. Голову даю на отсечение, что если в этих 8 областях сейчас поставят условием провести аукционы в электронном виде старым биржам- шум сам собой уляжется. Все тоже самое было с "Прозорро". И Интернета нет, и Монополия, и ущемляет права маленьких предпринимателей, и саботаж. Потом вставили пистон на Кабмине губернаторам – и все пошло как надо. Ошибка Агентства и МинАПК в том, что нет нормального информсопровождения. Кстати, не удивлюсь, если в области, где будут проводить торги с "молотка", приедут специальные комиссии для оценки адекватности квартальных аукционов. Как я понял, это самые ресурсные отрасли. Кто из ГР возьмет на себя ответственность поручиться, что не будет предварительного сговора? Со всей этой гнилой системой рано или поздно надо заканчивать. Кстати, альтернатива уже готова на том же Прозорро. Еднак активно все это продвигает. Беда в том, что их модуль вообще не подходит для ресурсного рынка. Три попытки с таймером хороши только для тендеров. Это к слову.

    Теперь о юридической стороне дела. Не знаю, как там создавалась АБ и настоящая ли это биржа (не пойму, почему ее директора не пригласили на собрание ГР?), но если у нее есть филиалы в областях, даже безбалансовые, это уже дает право ей там работать. Цитирую Приказ 42: " Аукціони з продажу необробленої деревини проводяться 1 раз у квартал на базі товарних бірж, розташованих в обласних  

    центрах". Розташованих это немного другое, чем "зареєстрованих". Филиал – это отдельное подразделение, которое обеспечивает работу предприятия на данной территории, поэтому наличие Положения у биржи про, например, Сумской филиал, свидетельствует о "розташуванні" на данной территории. С єтой стороны все абсолютно соответствует Приказу 42.

    Что касается незаконности процедуры электронных торгов. Господа, а кто Вам сказал, что торги, которые проводятся сейчас с "молотка", законны? Опять же читаем Приказ 42 " 3.1. Організатор аукціону (біржа) організовує та проводить аукціони відповідно до чинного законодавства та правил біржової  торгівлі.

    Зокрема біржа: розробляє регламент проведення аукціону; розглядає подані пропозиції з продажу необробленої деревини і заяви про участь в аукціоні; визначає місце, дату і час проведення аукціону відповідно до поданих пропозицій, оприлюднює у засобах масової інформації повідомлення відповідно до пункту 2.8 цього Положення; приймає та реєструє заяви про участь в аукціоні; реєструє учасників аукціону в день його проведення і видає покупцям аукціонні картки з номером; оформляє аукціонне свідоцтво за підсумками проведення аукціонів, яке є підставою для укладання договору купівлі-продажу між продавцем та покупцем; реєструє укладені договори купівлі-продажу необробленої  деревини. "

    Обратите внимание, что именно Биржа, а не Приказ, разрабатывает регламент. Т.е., если в регламенте будет выписано, что перед торгами надо помолиться богу леса, а иначе участник не допускается, то все будут молиться (шутка). Я это к тому, что не надо подменять понятие "законно"  понятием "все так привыкли". Главное в аукционе – никто не имеет преимуществ, цена формируется свободно, и именно на аукционе. Всякое давление должно быть исключено. Старая модель этого не обеспечила. Прогресс сегодня нам дает возможность  эту ошибку исправить. Раз Аграрная Биржа взяла на себя эту ответственность – флаг им в руки. Лучше получить нужный опыт до принятия  профильного Закона.   

     

     

    • admin сказав:

      Согласно Лесному Кодексу право собственности на заготовленную древесину и доходы от её реализации принадлежит постоянным пользователям. Обратите внимание не государству, не коммуне, а конкретным пользователям, не важно какой формы собственности. 

      • Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению.
      • Собственник имеет право совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону.
      • Всем собственникам обеспечиваются равные условия осуществления своих прав
      • Государство не вмешивается в осуществление собственником права собственности.

      Так какова роль собственников в торговле древесиной? Где их ассоциации? Почему на все совещания по торговле ходят те, кто не имеет права вмешиваться в процесс торговле?  Как приказ №42 увязан с Гражданским и Хозяйственным Кодексами? Может ли какой-то вшивый приказ коррумпированного ведомста  быть важнее закона? 

      Все знают, что чиновники Гослесагентства  крутят приказом №42 как "цыган солнцем". Он применяется и отменяется исходя из чьих-то субъективных соображений и никода не выполнялся… Они намеренно не замечают того факта, что права собственности могут регулироваться только на уровне Закона, которым приказ ведомства не является…

      Я вижу одно решение… Признать древесину заготовленную в Государственных лесах собственностью Государства (коммуны), которой предприятия распоряжаются на основе доверительного права по установленным правилам… Тогда централизованное управление торговлей  будет логичным и законным …

      Есть и другой путь, но для его реализации сначала надо создать ассоциацию государственных лесных предприятий, которая сможет выработать свои правила торговли.

      Вы –  умній человек, но ищите решения в рамках действующей системы… На мой взгляд их там нет… В остальном Вы правы – мы наблюдаем борьбу за ресурс разных групп влияния, среди которых  ни одна, не защищает  интересы государства и народа.

      • SRB сказав:

        Приказ 42 – сомнителен, согласен на все 100! Но на сегодняшний день это единственный системный документ, который выгоден, подчеркиваю, ВЫГОДЕН, лесхозам. Никто не знает ни одного случая, чтобы Директора лесхоза наказали за нарушения этого Приказа. Поэтому ни в какую конфронтацию с Агентством за отстаивание ЛК, ГК и ХК он не пойдет. Формально, Приказ юстирован, и даже есть судебная практика о его правомерности. Поэтому я, как Вы говорите, и ищу решения в рамках действующей системы. Для проведения электронных торгов этот Приказ подходит, деталей он не регулирует, значит, в какой-то степени он лучше, чем неограниченное право лесхоза заключать прямые договора.

         

        P.S. АМКУ не согласовал в новом положении норму о разделении торгов для местных и остальных Покупателей. Так что для местных переработчиков выгоднее наладить в рамках прямых договоров торги в своих областях, имея хоть какую-то квоту и правовую конструкцию. Приказ 42 это позволяет, детали я как-то здесь выписывал. В Новом Положении прямых договоров нет вообще.

        P.P.S. Взял на сайте АБ. На мой взгяд, снимает все вопросы право- и дееспособности

        Роз’яснення Аграрної біржі щодо власної діяльності

Залишити коментар