Доклады о мерах по охране лесов от пожаров

На сайте Рослесхоза размещено два содержательных доклада о мерах по охране лесов от пожаров. Размещаем тексты докладов и презентации для скачивания.


«О мероприятиях по закупке лесопожарной техники в 2011 году субъектами Российской Федерации»

 
Доклад начальника отдела защиты лесов Управления охраны и защиты лесов Н.В. Дорониной «О мероприятиях по закупке лесопожарной техники в 2011 году субъектами Российской Федерации»

3 февраля 2011 года
Тезисы доклада начальника отдела защиты лесов
Управления охраны и защиты лесов
Н.В. Дорониной

«О мероприятиях по закупке лесопожарной техники в 2011 году субъектами Российской Федерации»

Уважаемый Виктор Николаевич!
Уважаемые коллеги!

Последние годы ознаменовались чередой массовых лесных пожаров, унесших человеческие жизни и причинивших огромный материальный ущерб, Рослесхозом предпринимаются меры по созданию системы организации профилактики и тушения лесных пожаров в Российской Федерации, которая в том числе предусматривает создание в субъектах Российской Федерации специализированных государственных учреждений объединяющих наземные и авиационные силы и средства пожаротушения.

Анализ состояния лесопожарной техники в регионах показал, что имеется в наличии 3200 единиц тяжелой техники (трактора, бульдозеры, вездеходы). Необходимо отметить, что износ 70% имеющейся в наличии техники составляет более 80%.

В целях поддержки регионов по вопросам обеспечения современной противопожарной техникой и оборудованием Правительством Российской Федерации принято решение от 23.09.2010 № ВП-П9-6592 о дополнительном выделении средств федерального бюджета в виде субсидий 5 млрд. рублей на приобретение лесопожарной техники. Во исполнение принятого Правительством Российской Федерации решения Рослесхозом прорабатывает вопрос по оснащению пожарно-химических станций субъектов Российской Федерации, наиболее нуждающихся в обновлении парка техники.

Слайд 2-13

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

Типовой состав пожарно-химической станции включает в себя:

  • пожарную машину в количестве 4-х штук
  • лесопожарный трактор в количестве 3-х единиц
  • бульдозер в количестве 2-х единиц
  • седельный тягач с полуприцепом в количестве 1-ой единицы

В 2011 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено оснащение 135 ПХС-3 типа, для которых необходима закупка 540 пожарных машин, 270 бульдозеров, 405 тяжелых лесопожарных тракторов, 135 седельных тягачей с прицепом).

Кроме того, при выделении субсидий предусматривается софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации, в рамках которого субъект Российской Федерации может дополнительно приобретать технику и оборудование, входящих в перечень комплектации ПХС – 3 типа (малые лесопатрульные комплексы, мотопомпы и т.д ).

На следующих слайдах мы видим примеры закупаемой техники.

Слайд 14

 

Закупку техники Рослесхоз предполагает произвести путем размещения заказа органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации у единственного поставщика по договорам с производителями лесопожарной техники.

С этой целью совместно с Минпромторгом России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня поставщиков лесопожарной и лесохозяйственной техники, у которых госзаказчики осуществляют в 2011 году закупку путем размещения заказа у единственного поставщика. В перечень включен 41 производитель. В настоящее время указанный проект распоряжения находится на рассмотрении в Аппарате Правительства Российской Федерации.

Слайд 15

 

Во исполнение принятого Правительством Российской Федерации решения Рослесхозом подготовлены:

  • проект Соглашения о сотрудничестве с производителями специализированной лесопожарной техники в целях повышения эффективности обеспечения системы лесного хозяйства. В настоящее время соглашение подписано с четырьмя производителями (ОАО КАМАЗ, ОАО ЧТЗ-Уралтрак, ОАО ЗИЛ и ООО Рубцовский агрегатный завод).
  • проект Соглашения о взаимодействии с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в сфере лесного хозяйства, направленный на обеспечение многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов.
  • проект Соглашения о предоставлении в 2011 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку специализированной противопожарной техники и оборудования, при условии софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации указанных мероприятий.

Слайд 16

 

Для обеспечения субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой в полном объеме, перед заводами изготовителями стоят следующие задачи:

  • направить в регионы коммерческие предложения с указанием возможных модификаций и комплектаций выпускаемой техники;
  • совместно с регионами согласовать технические условия на лесопожарную технику, закупаемую для оснащения пожарно-химических станций третьего типа;
  • зафиксировать цены на выпускаемую технику или не допускать превышения цен более чем на 5-10 %;
  • предоставить увеличенные сроки гарантии на поставляемую технику;
  • провести работу с регионами по созданию новых образцов машин и оборудования для предотвращения, тушения и ликвидации последствий лесных пожаров;
  • при подписании государственных контрактов с регионами на поставку техники предусмотреть заключение договоров на сервисное обслуживание и максимальные гарантийные сроки.

Лесопожарная техника должна соответствовать всем требованиям работы в тяжелых горных и лесорастительных условиях.

Для повышения проходимости при движении по бездорожью, исключения аварийных ситуаций должна быть установлена дополнительная защита двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

В целях повышения безопасности при тушении лесных пожаров кабины должны быть оснащены установкой устройства защиты, в том числе от веток, сучьев и падающих деревьев. Для повышения оперативности работы автомобили необходимо оборудовать, системой радиосвязи и спутниковой навигации, подкачки шин, а также спаренными кабинами для доставки пожарных к местам возгораний. Для преодоления труднопроходимых участков дорог на автомобильной технике должны быть установлены лебедки. Для повышения эффективности работы вся техника имеющая емкости для забора воды должна быть укомплектована насосами высокого давления для увеличения срока распыла огнетушащей жидкости по ликвидации лесных пожаров, а также продумана технология исключающая разрывы емкостей от рам, для исключения протечек. Инструмент пожаротушения (ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки и др.) должен быть размещен в специальных отсеках и иметь жесткое крепление.
Предпочтение будет уделяться дизельным двигателям как наиболее экономичным и безопасным.

В настоящее время цены на технику у некоторых поставщиков выросли до 30 %(УСПТК Уралосибирская пожарно-техническая компания, Сибирь-Техника), однако, в таких заводах как Великолукский завод Лесхозмаш, ОАО ЧТЗ- Уралтрак рост цен не превысил 5%.

Слайд 17

 

Хотелось бы отметить, что Рослесхоз намерен строго контролировать:

  • перечень техники, закупка которой осуществляется с использованием субсидий;
  • сроки перечисления субсидий федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, по оснащению пожарно-химических станций лесопожарной техникой;
  • целевое использование субсидий федерального бюджета.

По итогам работы регионов и производителей техники Рослесхозом будет проведен детальный анализ выполненных мероприятий по оснащению пожарно-химических станций лесопожарной техникой, и по результатам будут отобраны производители, положительно зарекомендовавшие себя в 2011 году, с которыми в 2012, 2013 году субъектам будет рекомендовано продолжить сотрудничество в приоритетном порядке.

Слайд 18

 

Кроме того, Рослесхозом разработан Типовой план мероприятий по вводу в эксплуатацию ПХС-3 типа в субъектах Российской Федерации, который включает следующие основные мероприятия.

  • Подписание Соглашений Рослесхоза с субъектами Российской Федерации по обновлению лесопожарной техники.
  • Создание специализированного учреждения по охране лесов от пожаров.
  • Подготовка и согласование техзадания на закупку лесопожарной техники.
  • Размещение госзаказов и заключение госконтрактов на приобретение лесопожарной техники.
  • Определение сроков поставки лесопожарной техники.
  • Поставка приобретенной техники.
  • Своевременная постановка на учет в ГИБДД и страхование.
  • Составление и утверждение сметы расходов на содержание ПХС.
  • Создание запаса ГСМ и средств пожаротушения.

Хочу отметить в целом положительный опыт работы Рослесхоза с ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «Онежский тракторный завод», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Урал», ООО «ГАЗ», ОАО «СОЛЛЕРС» в 2010 году при формировании резерва средств пожаротушения на территории Московской области. Однако возникали вопросы по согласованию технических условий на поставляемые машины.

Для лесной отрасли имеет большое значение возможность совмещения наших технических требований к технике и надежной установки современного дополнительного оборудования на базовые модели машин.
Учитывая изложенное, конструкторским отделам производителей необходимо уделять особое внимание указанным требованиям при их рассмотрении и согласовании.

Спасибо за внимание!

 

Файлы для загрузки:

  Доклад начальника отдела защиты лесов Управления охраны и защиты лесов Н.В. Дорониной «О мероприятиях по закупке лесопожарной техники в 2011 году субъектами Российской Федерации» (237 Кб)

  Презентация «О мероприятиях по закупке лесопожарной техники в 2011 году субъектами Российской Федерации» (1.38 Мб)


«Об организации охраны лесов от пожаров в Российской Федерации в 2011 году»

 
Доклад заместителя руководителя Рослесхоза Е.С. Трунова «Об организации охраны лесов от пожаров в Российской Федерации в 2011 году»

1 февраля 2011 года
г. Москва, ул. Пятницкая, 59/19
Трунов Е.С.,
Заместитель Руководителя Федерального агентства
лесного хозяйства

Доклад на расширенном совещании
Федерального агентства лесного хозяйства

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 ГОДУ

Уважаемый Виктор Николаевич!
Уважаемые коллеги!

Прошедший год оказался самым сложным для лесного хозяйства страны из новой истории, не все регионы смогли справиться с огненной стихией. Возникло 32 тысячи лесных пожаров, которыми пройдено 2,1 млн. га. От верховых пожаров погибло 193,2 тыс. га лесов, что значительно превысило не только данные прошлого года, но и средние многолетние показатели.

Анализ причин и последствий показал, что по ряду законодательных и организационных причин в стране не сформирована эффективная система охраны лесов от пожаров. В отдельно взятых субъектах Российской Федерации даже в условиях аномальной жары руководители органов управления лесами справились с ситуацией, однако они скорее исключение из правил.

Первые шаги уже приняты. Рослесхоз напрямую подчинен Правительству Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ внесены существенные поправки в Лесной кодекс. Объем субвенций на охрану лесов от пожаров увеличен на 1,5 млрд.рублей, предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение противопожарной техники в сумме 5 млрд.рублей, а с учётом софинансирования регионов эта сумма должна составить не менее 6 млрд.рублей.

Несомненно, чтобы избежать подобной ситуации впредь необходимо сформировать систему управления охраной лесов от пожаров на всех уровнях власти – от федерального центра до конкретного лесного пожара.

 Слайды 2, 3, 4

   

 

Вашему вниманию предлагается следующая система управления лесопожарной обстановкой в Российской Федерации с учетом уровней сложности ситуаций. Алгоритм управления построен на основе составных частей управления: субъект управления, объекты управления, механизмы и инструменты управления.

  1. В обычном режиме, при условиях малой и средней горимости, когда органы управления лесами справляются с лесными и торфяными пожарами управление системой охраны лесов от пожаров осуществляется в штатном режиме. «Зеленая зона». Поводится видеоселектор, осуществляется мониторинг ситуации, при необходимости вмешательство ШТАБА Рослесхоза.
  2. На следующем этапе, когда органы управления лесами не справляются с пожарной обстановкой в лесах, а руководители (главы) регионов не уделяют должного внимания вопросам охраны лесов от пожаров должен включаться второй уровень управления: «Желтый сигнал». Сложная и предкритическая обстановка:
    – задействуются представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, действия которых должны быть направлены на ее предотвращение и стабилизацию. В связи с чем Рослесхозом в их адрес направляются шифрограммы в зависимости от уровня лесопожарной обстановки:
    а) «шифрограмма 3» – ситуация в регионе требует ежедневного контроля Полномочного представителя или его заместителя;
    б) «шифрограмма 2» – ситуация предкритическая, требуется проведение совещаний и видеселекторов с главой региона;
    в) «шифрограмма 1» – ситуация вышла из-под контроля, необходимо направлять представление и вводить режим ЧС.
    – также задействуется Генеральная прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет, выявляют факты нарушения лесного законодательства, обеспечивают расследование причин возникновения лесных пожаров, привлекают к уголовной ответственности виновных, а также по каждому крупному пожару возбуждают уголовное дело.
  3. Режим чрезвычайной ситуации, при которой к уже имеющимся силам подключается МЧС России, которое осуществляет общее руководство по ликвидации Чрезвычайной ситуации.

Слайд 5

 

В общем виде структурная схема организации охраны лесов от пожаров по уровням власти выглядит следующим образом:

На федеральном уровне – Рослесхоз управляет охраной лесов от пожаров через Центральный диспетчерский пункт управления ФГУ «Авиалесоохрана» и Департаменты лесного хозяйства по Федеральным округам. В случаях, когда органы управления лесами и главы субъектов Российской Федерации не исполняют переданные полномочия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, для исправления ситуации предусмотрено включение административных и надзорных мер воздействия через Аппараты Полномочных представителей Президента Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

На региональном уровне структурная схема охраны лесов от пожаров должна строиться в единой логике для всех субъектов Российской Федерации. Орган управления лесами, находясь в прямом подчинении администрации субъекта РФ должен создать специализированное бюджетное или автономное учреждение «Лесопожарный центр». Структуру учреждения определяет орган управления лесами, однако в нём обязательно должен присутствовать региональный пункт диспетчерского управления (с режимом работы 24 часа в сутки, 365 дней в году). Кроме того, рекомендации регионам следующие: лесопожарный центр должен иметь в своём составе филиалы по количеству лесничеств, структурные подразделения Пожарно-химические станции I, II, III типов, а также ПСПИ и МГП (мобильные группы пожаротушения).

Типовая структурная схема организации специализированного лесопожарного учреждения представлена на

Слайде 6

 

На муниципальном уровне структурная схема охраны лесов от пожаров также должна строиться в единой логике. Лесничество – являясь единицей управления, отвечает за охрану лесов от пожаров, в его задачи входит организация противопожарного обустройства лесов, обеспечение мер пожарной безопасности, организация обнаружения, локализации и тушение лесных пожаров. Лесничий (руководитель лесничества, его заместители и участковые лесничие) должны осуществлять руководство тушением пожаров, и соответственно все они до начала пожароопасного периода должны пройти подготовку и обучение по программам: «руководитель тушения пожара» и «руководитель тушения крупного лесного пожара».

Управлять охраной лесов от пожаров на различных уровнях необходимо с позиции системного подхода.

Слайд 7

 

На федеральном уровне система управления состоит из 4-х основных подсистем:

предупреждения

  • научных исследований
  • лицензирования
  • диспетчеризации
  • контроля

Слайд 8

 

Подсистема предупреждения состоит из 3-х основных блоков:

  1. Разработка нормативных правовых актов: сетевые графики разработки НПА (сформированы), распределение НПА по ответственным исполнителям, осуществление еженедельного контроля разработки. В итоге, необходимо сформировать типовой комплект нормативных, правовых, распорядительных и инструктивных документов для органов управления лесами регионов.
  2. Профилактика, которая на федеральном уровне строится на медиа-планировании, включающем в себя: информационную компанию в сети Интернет, блиц-сюжеты на телевидении, размещение баннеров и билбордов, публикации в печатной прессе.
  3. Финансовое планирование, сущность которого заключается в формировании сводного плана объемов противопожарных мероприятий, распределении субсидий на приобретение техники, установлении нового порядка использования субвенций и средств резервного фонда, установлении механизма финансирования противопожарных мероприятий и тушения (без проведения торгов).

Слайд 9

 

Подсистема Диспетчеризации. Этой подсистеме должно быть уделено особое внимание на всех уровнях управления (от федерального до лесничества). Подсистема состоит из 4-х основных блоков:

Блок формирования пунктов диспетчерского управления, для обеспечения работы которого необходимо выполнить следующие мероприятия: внести изменения в Уставные документы, разработать нормативно-правовые и распорядительные документы, осуществить набор персонала и провести его подготовку (обучение), а также обеспечить соответствующим финансированием.

Блок организации связи предусматривает реализацию мер по установке выделенного канала закрытой видеосвязи «Рослесхоз-НЦУКС» («Орган управления лесами-ЦУКС»), включению ЦПДУ (ФГУ «Авиалесоохрана») в ежедневный доклад НЦУКС (РПДУ в доклад ЦУКС), обеспечению работы телефона доверия, обеспечению радиосвязи с бортами воздушных судов, организации закрытой видеосвязи по схеме: «Рослесхоз-Орган управления лесами» («ЦПДУ-РПДУ», «РПДУ-ПДУ»).

Блок автоматизированного сбора информации предусматривает обязанность пунктов диспетчерского управления обеспечить передачу в автоматическом режиме по схемам «ПДУ-РПДУ», РПДУ-ЦПДУ»: оперативные сводки:

  • выполнения мероприятий по подготовке к сезону (наличие и подготовка техники, наличие людских ресурсов и их обучение, создание запасов ГСМ),
  • выполнения противопожарных и лесохозяйственных работ (минполосы, дороги, проч.),
  • разработки и утверждения планов тушения пожаров (оперативного, мобилизационного, сводного),
  • обнаружения, тушения и ликвидации пожаров,
  • ликвидации крупных пожаров.

Для наглядности структурная схема оперативно – диспетчерского управления охраной лесов от пожаров представлена на

Слайде 10

 

С верхнего уровня на нижний уровень осуществляется управление процессами и контроль посредством различных видов связи (видеоселектор, телефон, радио и спутниковая связь). С нижнего уровня на верхний осуществляется передача информации и отчёты о принимаемых мерах (интернет, ПО «Ясень»).

Прошу вернуть Слайд 7

Блок управления силами и средствами должен реализовываться с применением современных технологий управления базами данных и геоинформационных систем. Для этого, на всех уровнях власти необходимо сформировать электронные цифровые карты и создать атрибутивные базы данных пожарно-химических станций, иных сил и средств и объединить их в единую систему «ГИС-ПХС», а также отработать привлечение сил и средств, их оперативное развертывание.
В общих чертах данный блок должен работать следующим образом:

Слайд 11

 

В каждом федеральном округе по регионам сформирована база данных ПХС и привлекаемых по планам тушения пожаров сил и средств.

Более крупно пример представлен на

Слайде 12

 

по Центральному федеральному округу.

По всем 17 субъектам Российской Федерации сформирована база данных сил и средств (ПХС I, II, III типов, ПНВ, ПСПИ, средства арендаторов, иных учреждений и организаций, муниципалитетов).

Далее на примере Московской области

Слайде 13

 

Необходимо осуществить территориальное распределение указанных сил и средств по лесничествам, а также указать направления переброски сил и средств и их конкретное количество.

Далее на примере Шатурского лесничества

Слайды 14, 15

 

 

Необходимо осуществить территориальное распределение указанных сил и средств по участковым лесничествам и конкретным населенным пунктам, с закреплением каждого подразделения от ПХС III типа до ПСПИ и МГП конкретных географических координат (для обеспечения привязки к системе координат WGS-84), провести закрепление территории лесного фонда, а также указать направления переброски сил и средств и их конкретное количество при возможных вариантах развития лесопожарной обстановки и ввода соответствующего плана тушения лесных пожаров (оперативный, мобилизационный, сводный).

До начала пожароопасного сезона все субъекты федерации должны разработать такую систему управления силами и средствами, для обеспечения высокой эффективности управления ими.

Внесенными изменениями в Лесной кодекс установлена обязанность лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Следует отметить, что работу необходимо начинать уже сейчас, поскольку отсутствие лицензии будет свидетельствовать о неисполнении регионом переданных полномочий.

Слайд 16

 

Уважаемые коллеги, Рослесхозу переданы полномочия по выработке государственной политики, в том числе и по вопросам охраны лесов от пожаров. Реализация этого полномочия не возможна без движения вперед, необходимо проводить научные разработки, необходимо восстановить Научно-исследовательскую деятельность, которую ранее осуществлял Красноярский НИИ.

Поэтому подсистема НИОКР должна занять свое место в системе управления охраной лесов на федеральном уровне. Указанная подсистема должна состоять из трёх основных блоков:

Блок разработки новой техники и оборудования для обнаружения лесных пожаров
Блок разработки новых средства и оборудования для тушения
Блок разработки новых технологий пожаротушения

Пример новых, или усовершенствованных методов, технологий и оборудования представлен на

Слайде 17

 

  •  Мотопомпа высокого давления для подачи воды высоко в горы, используется специальная рукавная линия и штуцерным соединением. Перепад высоты для подачи воды до 450 метров.
  • Набор лесного пожарного (рюкзак): секира, топор, ножовка, нож, грабли, лопата, хлопалка. Черенок сборный – круглая труба диаметром ¾ дюйма из нержавеющей стали.
  • Система эстафетной подачи воды с использованием легких бескаркасных бассейнов из армированного поливинилхлорида, например INTEX.

Слайд 18

 

В связи с этим, важное место отводится подсистеме лицензирования, которая представляется в виде 3-х основных блоков:

Блок нормативных правовых актов предусматривает: внесение изменений в положение о Рослесхозе, разработку Положения о лицензировании, утверждение «Административного регламента» и внесение соответствующих изменений в устав ФГУ «Авиалесоохрана».
Блок организации лицензирования представляется в составе алгоритма лицензирования и определенного перечня требований к соискателю лицензии.
Блок органов, участвующих в организации процесса лицензирования должен состоять из следующих организаций: Рослесхоз, Департаменты лесного хозяйства по федеральным округам, ФГУ «Авиалесоохрана», соискатели лицензии (Лесопожарные учреждения органов управления лесами субъектов РФ и иные организации).

Слайд 19

 

В общем виде процедура получения лицензии представлена в виде алгоритма лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров.

Процедура стандартная и вполне понятная, однако, для её прохождения и получения лицензии требуется решение не менее 2-х основных задач: наличие техники и оборудования в количестве не менее установленного нормативами, а также укомплектованность профессиональными и обученными кадрами. Для укомплектования лесопожарных служб регионов предусмотрены бюджетные субсидии, поэтому механизм реализации понятен.

Слайд 20

 

Для решения кадровой проблемы предлагается следующая структура, основу которой должны составить лесхозы-техникумы, ФАУ «ВИПКЛХ» и АУЦ ФГУ «Авиалесоохрана».

Слайд 21

 

Итоговой составляющей системы управления охраной лесов от пожаров является подсистема контроля, состоящая из 4-х блоков:

Блок ИСДМ-Рослесхоз предусматривает реализацию мероприятий по обеспечению защиты информации, отработке взаимодействия с Российскими космическими системами и организациями, дальнейшему совершенствованию оборудования и программного обеспечения и разработке прогнозов развития пожарной обстановки от конкретного пожара до территории федерального округа.

Блок автоматизированной обработки и анализа информации, с учётом ранее сказанной обязанности органов управления лесами установить программный продукт «Ясень», должен обеспечивать автоматизированный учет и анализ выполнения противопожарных мероприятий и лесохозяйственных работ, осуществлять оценку готовности регионов к пожароопасному сезону и соответственно, исполнения полномочий по охране лесов от пожаров.

 На Слайде 22

 

Представлен пример оценки исполнения переданных полномочий по охране лесов от пожаров, работающей в режиме on-line.

Прошу вернуть слайд 21

Блок осуществления проверок предусматривает организацию и проведение:

  • «жестких» (в полном понимании этого слова) проверок исполнения переданных полномочий комиссиями Федерального агентства лесного хозяйства;
  • осуществление проверок Департаментами лесного хозяйства по Федеральным округам и личной ответственности начальников Департаментов за готовность регионов к пожароопасному сезону;
  • обеспечение приемки ПХС III типа Департаментами лесного хозяйства по Федеральным округам до начала пожароопасного сезона;
  • осуществление контроля за привлечением к ответственности должностных лиц (каждый крупный лесной пожар должен закончиться уголовным делом или служебным расследованием и привлечением виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности).

Блок учёта пожаров призван обеспечить регистрацию всех лесных пожаров, в том числе:

  • обязательное оформление первичных документов;
  • учет пожаров, их площадей в Государственном лесном реестре;
  • проведение оценки ущерба лесным насаждениям и принятие мер по его возмещению в бюджет;
  • прогнозирование гибели лесных насаждений.

Таким образом, должна строиться система управления охраной лесов от пожаров на федеральном уровне. Следует отметить, что все 4 подсистемы должны присутствовать в региональных системах управления лесными пожарами.

Слайд 23

 

Организация системы управления охраной лесов от пожаров на региональном уровне должна строиться следующим образом. В отличие от системы федерального уровня, на уровне субъекта Российской Федерации дополнительно присутствуют 2 подсистемы: обнаружения и тушения.

Организация функционирования этих подсистем достаточно изучена, поэтому проблемы их применения всегда возникают только от невыполнения мероприятий подсистем в полном объеме.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ в Лесной кодекс внесены поправки, предусматривающие обязанность разработки планов тушения лесных пожаров и сводного плана по тушению лесных пожаров субъекта Российской Федерации. Указанные документы призваны обеспечить управление силами и средствами пожаротушения в любой ситуации (от текущей до чрезвычайной).

Слайд 24

 

В начале пояснения алгоритма развертывания сил, средств и уровней введения планов тушения лесных пожаров, хочу сразу отметить, расчеты условные и подлежат обязательной корректировке, в зависимости от класса пожарной опасности, особенностей региона и многих других факторов.

В случаях, когда возникает 1 пожар на территории участкового лесничества и его площадь не превышает 5 га, а по условиям погоды, прогнозу распространения огня и наличию сил и средств ПХС (закрепленной за данной территорией), пожар ликвидируется в сутки обнаружения – его тушение осуществляется в текущем режиме. Руководство тушением осуществляется работником лесничества.

В случае, когда возникает 2 пожара на территории участкового лесничества и их площадь составляет от 5 до 25 га, а по условиям погоды, прогнозу распространения огня и наличию сил и средств ПХС (закрепленной за данной территорией), пожары не могут быть ликвидированы в сутки обнаружения – для их локализации, тушения и ликвидации вводится «оперативный план», по которому привлекаются силы и средства соседних ПХС и арендаторов (при наличии). Руководство тушением каждого конкретного пожара осуществляется начальником участкового лесничества (участковым лесничим) и его заместителем.

В случае, когда возникает 4 пожара на территории лесничества и их площадь составляет от 25 до 200 га, а по условиям погоды, прогнозу распространения огня, наличию сил и средств «оперативного плана», пожары не могут быть локализованы в сутки обнаружения и более – для их локализации, тушения и ликвидации, решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Муниципального района вводится «мобилизационный план», по которому привлекаются силы и средства соседних ПХС и арендаторов (при наличии). Руководство тушением пожаров осуществляется начальником лесничества (лесничим).

В случае, когда возникает 6 и более пожаров на территории лесничества и их площадь составляет от 200 до 1000 га, а по условиям погоды, прогнозу распространения огня, наличию сил и средств «мобилизационного плана», пожары не могут быть локализованы в сутки обнаружения и более – для их локализации, тушения и ликвидации, решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации объявляется режим ЧС, вводится «Сводный план», по которому привлекаются силы и средства всех ПХС, арендаторов (при наличии), предприятий и организаций, формирований МВД, Минобороны, МЧС. Руководство тушением пожаров осуществляется руководителем органа управления лесами (или лицом уполномоченным Решением КЧС и ПБ СРФ).

Слайд 25

 

Анализ проведения проверок о ходе подготовки органов управления лесами к пожароопасному сезону выявил ряд недостатков в организационном уровне, многими субъектами Российской Федерации не в полной мере выполнялись организационные, распорядительные, плановые и технические мероприятия.

Слайд 26

 

В связи с этим, предлагаются на рассмотрение типовые составы организационно-распорядительных и планово-технических документов, которые должны быть в каждом регионе надлежащим образом оформлены и в установленные сроки исполнены.

Слайд 27

 

Для обеспечения управления охраной лесов от пожаров предлагается следующая процедура контроля на федеральном и региональном уровне.

Например, для контроля за своевременной разработкой и утверждением нормативных правовых актов в качестве инструмента контроля используются сетевые графики, органом контроля является Управление охраны и защиты лесов (ответственный Ерицов А.М.).

На региональном уровне, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ предусмотрено создание субъектами Российской Федерации специализированного лесопожарного учреждения и регионального пункта диспетчерского управления (РПДУ). Для контроля его создания разработана процедура контроля (проект готов). Контроль за созданием органами управления лесами специализированных лесопожарных учреждений должен осуществляться Департаментами лесного хозяйства по федеральным округам (по унифицированной процедуре).

Создание и обеспечение функционирования, представленных в докладе подсистем, а также реализация перечисленных мероприятий в установленные сроки, позволит сформировать основы системы управления охраной лесов от пожаров на 2011 год. Указанные предложения далеки от совершенства и требуют более детальной доработки с учётом условий конкретных регионов, обстоятельств и погодно-климатических условий.

Спасибо за внимание, доклад окончен!

Файлы для загрузки:

  Презентация «Об организации охраны лесов от пожаров в Российской Федерации в 2011 году» (1.45 Мб)

  Доклад заместителя руководителя Рослесхоза Е.С. Трунова «Об организации охраны лесов от пожаров в Российской Федерации в 2011 году» (196 Кб)


Залишити коментар